Золотая собака. Литературный сайт
Собачьи рассказы: ШЕРХАН - "АПОРТ!"
Валерий Янов
Здравствуй Валентин.
     Прости, что так редко пишу, всё дела какие-то, суета. А последний год, просто пролетел как один день. Вот только сейчас нашел время написать тебе письмецо. Сижу дома на бюллетене. И Марина, жена моя, тоже рядом, тебе большой привет передает. Она тоже на больничном. Я тебе уже писал, при каких обстоятельствах у нас дома появилась собака. Забавная история неправда ли? Теперь собачка наша подросла и проблем с ней становится всё меньше. Мы сейчас активно занимаемся её воспитанием.
     Да, собака в доме это замечательно! Очень интересно, а главное весело. Знаю, ты коллекционер историй веселых, вот и расскажу тебе историю, как мы решили Шерхана, кобеля нашего, породы немецкая овчарка, обучить команде "Апорт!". Дело было так.
     Еще весной мы с Маришкой решили самостоятельно заняться его обучением. Подошли к делу творчески, обложились литературой, интернет отсканировали вдоль и поперек, знаний-то по дрессуре никаких. Нашли кое-что, и приступили. Но не очень всё получалось. Простые команды "Место!", "Ко мне!", "Рядом!" легко пошли. Немецкая овчарка хорошо поддается тренировке. Но команду "Апорт!", Шерхан никак не хотел выполнять. Бросишь ему палочку, он подхватит её и давай с ней играть. Покусывает её, подбрасывает, ловит, закапывать начинает, а вот чтоб принести, как положено хозяину, ну никак не хочет.
- Нет, так дело дальше не пойдет - сказала однажды Марина, вернувшись после вечерней прогулки.
- Что у вас случилось?
- Всё по плану занятий, однако "Апорт!" у нас никак не хочет выполняться! - Марина устроилась на диване и Шерхан тут же с виноватым видом, прилег у её ног. Чувствует, что о нем говорят!
- Давай, не будем изобретать колесо, и пойдем к тренеру. Мне тут телефон дали - я порылся в ящике стола и достал обрывок сигаретной пачки - Вот. Некий Василий Васильевич. 555-55-55. Говорят непревзойденный ас своего дела!
- Хорошо. С команды "Апорт!" и начнем!
     Так и решили. Я позвонил Василию Васильевичу, договорился о встрече. И вот мы с женой, и Шерханом, предвкушающим развлечения, стоим в назначенное время на тренировочной площадке. Это старая, заброшенная волейбольная площадка, огороженная забором из сетки "рабица", с небольшой трибуной с одной стороны. Помнишь, раньше такие делали, ещё полы выстилали резиновыми плитками. Теперь, эти плиты, кое-где только остались, не понимаю, кому нужна эта резина? Наверное, на дачах дорожки устилают?
     Наконец, появляется лучезарный и деятельный, Василий Васильевич. Мы между собой, его как-то сразу "Вась-Васем" называть начали. Тебе, для краткости, буду писать ВВ. Не путай с Воплями Видоплясова.
- Добрый день! Ой-ой-ой, какой хороший мальчик! - ВВ попытался сюсюкаться с Шерханом, а может, нам решил угодить.
     Однако, Шерхану, ласки незнакомого гражданина, да ещё так близко подошедшего к его хозяевам, совершенно не понравились. Он даже не зарычал, мгновенно бросился. Пока Марина изображала из себя любезность, увлеченно разглядывая будущего тренера, не успела и глазом моргнуть, как нога ВВ оказалась в шерхановской пасти. Что тут началось! Кое-как оттащили Шерхана. С трудом усадили ВВ, на уцелевшую скамейку на трибунах. Я сбегал в машину тренера, и принес аптечку. Представляешь ситуацию?
- Да, дела! - лучезарность и деятельность ВВ несколько поблекли - Ну ничего, такая у меня работа - философски, закончил он, сдерживая гримасу боли.
- Вы, извините, пожалуйста. Я совершенно не ожидала - Причитала Марина, накладывая бинт на ногу тренера - он обычно никогда не бросается так - сразу.
- Ничего, ничего. Вы "на злобу" его натаскивали? - Марина отрицательно кивнула. На что ВВ сказал очень назидательно. - И не надо! Злобы у него от природы достаточно.
     Я стоял поодаль, удерживал разгневанного Шерхана, размышляя о последствиях "хорошо" начавшейся тренировки. Ничего, более плохого, чем уже случилось, не предвиделось, и я постепенно успокаивался сам и успокаивал собаку. Как я тогда ошибался!
     Наконец закончились санитарные дела. Наш тренер, прихрамывая, вышел на середину кое-где "обрезиненной" площадки и подозвал нас. Мы подошли. Шерхан, всё ещё строго смотрел на ВВ, но уже мог позволить себе, терпеть его рядом с нами.
- Во-первых, я не тренирую собак, я обучаю хозяев - тренер продолжал придерживаться назидательного тона - Поймите, только вы, и никто другой, должны уметь управлять своей собакой - ВВ осторожно покосился на Шерхана. Тот "пожирал" его черными и всё еще сердитыми глазами.
- К-х-м! Второе. Не слушайте, никогда тех, кто говорит, что собак бить нельзя - Мы с Маришей переглянулись. "Ну и асс ". ВВ выдержал паузу, ожидая наших возражений, и не дождавшись, продолжил.
- Что понимать, под словом бить? Каждый по-своему это понимает. По мне бить, это, когда вы наказываете собаку ни за что! Но если есть причина, тогда обязательно нужно наказать - он снова посмотрел на Шерхана. Но собаку нашу, теперь он абсолютно перестал интересовать. Дело в том, что у тренера в руках появилась палка для апортировки. Шерхан, обожает такие игры, поэтому пожирал глазами не тренера, а палку.
- Вы Марина, - голос ВВ стал заметно спокойнее, он понял, что собака ему больше не угрожает - как хозяйка собаки, берите его в позицию "Рядом", а Вы Валерий будете бросать апорт - он передал мне палку.
     По этой причине, Шерхан сделался совершенно счастливым. Всё перестало для него существовать - площадка, ВВ, отсутствие резиновых плит и скамеек на трибунах. Он, смешно крутя головой и вытягивая шею, старательно выглядывал из-за Марины, сконцентрировался только на палке. Он старался уловить каждый мой взгляд, каждое моё движение. Весь его вид говорил - "Ну, когда? Давай! Я готов!"
- Суть занятия. Выработать условный рефлекс на апортировку предмета. В нашем случае палки - ВВ совершенно оправился, и назидание в нем нарастало. Почти по военному он продолжал - Методы. Кнут и пряник. Задачи. На первом этапе, научим его не бросаться за палкой без команды. Пусть привыкает.
- Способы. Вы Марина, прослабьте поводок. Хорошо, что он у Вас такой длинный. - ВВ поставил Марину так, как он считал правильным - Когда Валерий бросит, Вы ничего не делайте, просто крепко держите поводок. Собака бросится за апортом, длина поводка "выберется", и он получит резкий рывок. Вы громко и властно произнесете "Нет!" и возвращаете его на место.
- Так будем продолжать до тех пор, пока собака не поймет, что бежать за апортом без команды, - значит, получать неприятности - ВВ обвел нас взглядом - Вопросы есть?
     Вопросов не было, и мы приступили. Марина дала знать мол, готова. Я размахнулся и с силой бросил палку в конец площадки. Шерхан, только этого и ждал. Со всех сил, что у него были, он бросился вперед.
     Ты когда-нибудь видел, Валентин, как бегают немецкие овчарки? Прекрасное зрелище! Они стелятся над землей, прижимая уши, и с огромной силой отталкиваются лапами, практически мгновенно набирая большую скорость. Кажется все тело, каждая мышца, участвует в этом беге. Скорость огромная! Нет, это конечно не борзые, но при такой массе 60-70 килограмм, развивать такую скорость?! "Великолепно",- только и успел подумать я. Неожиданно, Марина, оторвавшись от земли, полетела в "бреющем" полете над редко застланной резиновыми плитами площадкой. "Ой!" - сказала она, пролетая мимо меня. У меня и ВВ выпали нижние челюсти. Со стороны мы были похожи на Неандертальцев, застигнутых врасплох саблезубым тигром.
     Я зажмурил глаза, Марина в этот момент совершала так называемую "мягкую" посадку!
     Ей действительно повезло, с мягкой посадкой. Она приземлилась на резину. Как предусмотрителен, оказался ВВ, выбирая именно это место для тренировки. Марина лежала на площадке, приходя в себя, а Шерхан, подхватив палку, впервые в жизни принес ей апорт. Заискивающе он пытался лизнуть её в лицо, скакал рядом и зычно басил лаем в небо, требуя продолжения игры. Через мгновенье я был рядом, а ВВ ковылял позади, поспешая так, как позволяла покусанная нога. Марина пострадала. Нет не столько от падения, сколько от рывка поводком. Её левая рука, бессильно повисла. Наверное, растяжение. Ей было больно держать руку, поэтому я соорудил ей из брючного ремня повязку через плечо. Отдохнув некоторое время, посоветовавшись, вся наша покалеченная команда решила продолжить тренировки.
     Теперь я должен стоять с собакой в позиции "Рядом", а Марина здоровой рукой, должна бросать апорт. Я дал знать, что готов, Марина размахнулась и….
     …Я пришел в себя, когда ВВ поднимал меня с черных резиновых плит. В голове гудело, больно ныло в затылке. Я смутно видел, как Марина бежала ко мне с аптечкой и бинтами. Я ничего не понимал, что происходит? Видел только довольного Шерхана, как ни в чем не бывало, играющего с апортом. На трибуне я заметил, также, нескольких одиноких болельщиков. Что случилось? Не переживай, Валентин! Пустяки. Просто у Мариши палка с руки сорвалась, и случайно угодила мне прямо в затылок. Да ничего, пройдет. Правда, голова до сих пор забинтована. Все нормально будет!
     Немного передохнув, так сказать "зализав раны", мы снова твердо решили продолжить тренировку. Тем более что на трибуне появились зрители. Я себя почувствовал, почти артистом цирка. Однако ВВ почему-то начал нас немного сторонится. Отойдет в сторонку, на безопасное расстояние, и командует оттуда. Мне не хотелось ему попускать, а более всего, не хотел, чтоб Марина опять бросала палку. Поэтому, преодолевая боль в голове, я сказал:
- Василь Васильевич. Давайте я буду работать с собакой, а Вы будете бросать апорт - в голове у меня все ещё гудело. Он что-то пробормотал в ответ, но я не услышал. Поэтому добавил - Не возражаете?
- Нет, нет. Конечно! - ковыляя ко мне, он добавил - Да, так конечно будет лучше! Только может и не надо такой длинный поводок. Сделаем его немного короче, а Вы Марина, встаньте за Валерием с левой стороны, и как только собака кинется за апортом без команды, возьмите прутик или палочку и "накажите" его по крупу. Поняли? - почти ласково поинтересовался наш тренер.
     Марина всё поняла, взяла прут, встала, как сказал тренер. Мы приготовились. ВВ размахнулся, я на всякий случай присел, но наш тренер очень удачно бросил апорт. И именно в этот момент, мою левую руку обожгла молния, и я выпустил поводок.
     Валентин, это чудовищная боль! Марина "прутиком", целясь в Шерхана, попала мне по руке. Лучше б уж бревном ударила, по голове. Не так было бы больно. Я опять на перевязке. Ты, Валентин, наверное, уже устал, от наших санитарных учений. Что поделаешь, не наш это был день. Хотя, нет худа, без добра. Должен сказать из Марины получится, если еще немного потренируем Шерхана, неплохая медсестра.
     Мы опять присели на последнюю, оставшуюся в живых скамейку, передохнуть. Только Шерхан продолжал забавляться на площадке, с так полюбившейся ему палочкой. Он действительно был счастливым. Довольными представлением были и заметно увеличившаяся группа болельщиков на трибуне. По моему у нас появились "Фаны". Кое-кто из них выкрикивал советы, другие весело смеялись, а некоторые, думаю самые преданные, даже аплодировали.
     Ты не поверишь, Валентин, но мы решили продолжать тренировку. Появился кураж. Но, на этот раз, мы всё продумали более тщательно. Я привязал Шерхана к забору. ВВ и Марина отошли подальше, чтоб не подвергаться возможным травмам, а я приготовился бросить апорт. Пойми мои чувства в тот момент. Сначала я проверил надежность забора. Потом, проверил состояние поводка. И, несмотря на то, что осмотром я остался удовлетворен, отошел чуть-чуть подальше, на всякий случай. Я размахнулся и ….
     …ничего не произошло. Совсем ничего! Палочка упала в конце площадки, но Шерхан остался на месте и не побежал за апортом. Видно ему тоже надоело, что мы постоянно получаем травмы. Любимые хозяева, все-таки. Пожалел, значит. На трибунах раздались бурные овации. Болельщики аплодировали нам стоя. К нам бежала счастливая Марина, и ковылял радостный ВВ.
- Вот видите, видите - довольный ВВ расплылся в улыбке - у него уже выработался нужный рефлекс! Марина, теперь подойдите к Шерхану, спустите карабин и дайте команду "Апорт!"      Марина, всё сделала так, как сказал тренер! Трибуны замерли в ожидании. О, чудо! Шерхан бросился за палкой, вмиг подхватил ее и побежал к Марине, довольно виляя хвостом.
- Иди ко мне мальчик мой - умиленно сказала Марина, протягивая к нему свою здоровую руку.
     Шерхан, сообразив, что он делает все так, как от него хотели, чувствуя всеобщую радость трибун и хозяев, подбежал к Марине В ответной благодарности, в неуемной своей любви, в непреодолимом желании облизать любимую Марину, Шерхан вскинул лапы ей на грудь….
     ….правая нога Марины, зацепившись, за плохо уложенные резиновые плиты, и не выдержала давления шерхановских лап. Марина упала на спину, сильно подвернув ногу.
     Да, Валентин, такие у нас дела. От продолжения тренировки мы отказались, несмотря, на настойчивый "бис" трибун. ВВ осторожно пожал нам руки и поковылял к своей машине. Я крикнул ему вслед: "Когда следующее занятие?", но он, наверное, не услышал. Шерхан по-прежнему, оставался счастливым и энергичным. Мы потихоньку двинулись домой.
     Так мы и шли по пустынной улице - я с забинтованной головой и раненой рукой, рядом ковыляла, с выломанной веткой, вместо костыля Марина, оберегая подвязанную руку. Только Шерхан, бодрый и здоровый, гонялся за какой-то птичкой, игриво перед его носом перелетающей с одного дерева на другое.
     Может быть, команда "Апорт!" и должна подкрепляться болевыми ощущениями, но у меня, после нашей тренировки, действительно выработался "безусловный" рефлекс. Я теперь стал очень послушным и на команду "Апорт" реагирую моментально. Мариша, может тебе чего принести?



Крым. Симферополь. Июль 2003г. Валерий Янов.
 

© Виктория Зырянова aka Caroline, Николай Гладких, Алексей Кочнов.
Дата последнего обновления - 11 июля 2003 года
Дата создания сайта - 06 сентября 2001 года

Rambler's Top100 УЛИТКА - каталог ресурсов интернет